расположение:
Липецкая обл., парк Кудыкина гора
фото: Илья Иванов
проектирование:
2019-2020
реализация:
2020-2021
авторы проекта: megabudka
Кирилл Губернаторов, Мария Вертинская, Анна Бурлакова, Дарья Листопад, Артем Укропов, Дмитрий Баранов
О необходимости поиска русской идентичности, о том, что новая архитектура должна быть не просто частью интернациональных тенденций, но вырастать из переосмысленных ценностей, присущих национальной культуре и менталитету, бюро Megabudka размышляет уже не первый год. Чтобы вывести формулу узнаваемого Нового русского стиля, в который вошло бы все богатство образов — от древнерусских храмов и до авангарда – бюро проводило целые исследования и придумывало (пока только на бумаге) целые Новые русские города. Первой реализованной постройкой нового стиля стал лаконичный, словно собранных из чистых геометрических форм, объем зданий Центра гостеприимства – вещь достаточно заметная и эффектная, чтобы стать своего рода манифестом.
Комплекс состоит из 6-ти блоков и это не финал. На иллюстрации - возможный вариант продолжения комплекса.
Разрезы
Парк «Кудыкина гора» – обыгрывает тему русских древностей среди красивых ландшафтов: здесь есть и деревянная крепость и огнедышащий Змей Горыныч, так что игра в Новый русский стиль здесь актуальна как нигде.
До постройки парк уже несколько лет развивался хозяевами совместно с бюро Megabudka. Идея «переосмысленния национальной идентичности» заложена в саму стратегию развития парка: до прихода Megabudka - все строилось несколько спорадически (поэтому в парке такой замес всего со всем на грани китча). С появлением бюро ситуация должна постепенно выровняться: одним из важнейших преобразований, стала прокладка кольцевого маршрута для пешеходов вдоль границ парка.
Комплекс зданий Центра гостеприимства находится на отправной точке кругового маршрута при входе с общественной парковки. Сам комплекс ориентирует посетителей на выбор направления движения без дополнительной навигации.
Центр гостеприимства состоит из отдельных разновысоких блоков, стоящих на едином стилобате. Внутри каждого объема - своя функция. Объемы формируют уютный сомасштабный фронт застройки, напоминающий фрагмент улицы старого города.
С противоположенного берега здание похоже на плывущую по реке ладью.
Объём здания, вне зависимости от сезона, работает с ландшафтом: на белом снегу смотрится графично, а в тёплое время года сливается с линией стволов деревьев окружающего леса.
На первый взгляд этот геометризированный набор зданий словно сложен из лаконичных деталей детского конструктора. Но у каждого свой облик, напрямую связанный с функцией и в каждом есть свое символическое наполнение.
«Гора», первое в цепочке зданий, – это лобби, динамичный объём наполненный вспышками, стрелами, лучами светильников. Дальше Кафе, похожее на просторную избу, здание кухни с ногами-арками подобное мучному лабазу, Ресторан - та же изба что и здание Кафе, но более камерная. Здание стритфуда сделано как площадка для еды и общения: вечером тут вспыхивают свои звёзды и своя Луна - огромный светильник шар. Завершает комплекс здание круглого туалета. Но это не финал: комплекс будет прирастать новыми объемами и дальше.
Все блоки объединяет деревянная терраса, лежащая на крыше стилобата, благодаря использованию перепадов рельефа, она становится обзорной площадкой, с которой открываются виды на пруд, крепость и огнедышащего Горыныча.
«Гора» - это первое в цепочке зданий. Внутри лобби - это динамичный объём наполненный вспышками, стрелами, лучами светильников с огромной тележной сувениров.
Фасад выполнен из чёрного дерева, и это не просто свойственный современной архитектуре лаконизм, это цвет - цвет выгоревшей под солнцем доски, главного материала русской деревянной архитектуры. Да и в самих формах обыгрываются, переложенные на минималистичный лад архетипические образы русской избы и терема: орнаменты треугольных окон, решётки, пояски, щели, многообразие способов укладки доски, разряжение и «сбитость» зданий - как если бы их строил русский мужик, со временем достраивая нужные объёмы.
Завершает комплекс здание круглого туалета. Форма кнопки или сустава позволяет гибко пристроить практически любой новый объём после.
Темные минималистичные грани экстерьера контрастируют со светлыми цветами и орнаментальностью интерьера. Комплекс внутри - словно резной ларец с драгоценностями.
Обилие деталей и фактуры натуральных материалов создают уютную обстановку. Здесь можно найти большое количество отсылок к архитектурным приемам из различных эпох Руси и России, которые переосмыслены и скомпилированы в новую эстетику.